Конспект непосредственно образовательной деятельности «дымковская игрушка» (средняя группа)

Настоящее дымковской росписи

Для росписи игрушек в современном производстве применяются гуашевые краски, которые разводятся на яйце, а также темперные либо предназначенные специально для керамических изделий. Для нанесения узоров используются хорьковые или колонковые кисточки.

В наши дни Дымка, к сожалению, уже давно утратила качества, характерные для народной игрушки: непосредственность и невысокую стоимость. Конечно, эти изделия имеют особую пластику. Однако благодаря излишней статичности и детальной четкости дымковские фигурки стали просто красивыми сувенирами.

  • Новогодние шары из пенопласта: как сделать самому
  • Техника плетеного вязания энтерлак шаг за шагом… Увлекательная технология вязания!
  • Коврик из старых вещей своими руками
  • Пожарный из пластилина. Урок лепки
  • Обереги для собак своими руками
  • Конструкция и технология изготовления накладных карманов
  • Инструменты для цветов из ткани. Выжигатель
  • Уроки вязания: столбик с двумя накидами крючком. Как вязать столбик с двумя накидами?
  • Тональности в пространстве кратностей
  • Блесна на щуку 10 лучших — колебалки, вращалки, незацепляйки, лучшие модели, отзывы

← Творожное печенье и чуть-чуть яблокСопроводительное письмо: топ 8 готовых примеров →

История народного промысла

В Кировской области, в селе Дымково, более четырех столетий назад родился промысел, без которого сегодня трудно представить русское народное творчество. Дымковская слобода, родина направления, подарила русскому человеку простой, самобытный, трогательный и красноречивый с точки зрения исторического осмысления, народный сувенир.

Существует такая легенда: однажды ночью вблизи города встретились два войска. Они были дружественными, но в темноте не узнали друг друга, и вступили в бой. В нелепой и случайной битве погибло много людей, и каждую весну местные стали справлять тризну по погибшим.

Время шло, подробности истории стирались, оставались только наметки. Трагический смысл растерялся в годах, а массовые гуляния к празднику свистульки или свистопляски, остались. На празднике люди свистели и кидались расписными глиняными шарами.


Глиняный расписной свисток в виде лошадки

На точность эта история не претендует, но некоторые параллели проводить можно. Спрос на глиняные свистульки действительно был, и ежегодное празднество требовало новых игрушек. Так, в Дымковской слободе складывался народный промысел со своими, особенными приемами лепки и росписи.

Внешний вид игрушки определялся историческими метаморфозами. Языческие представления славян становились все менее актуальными, сакральное значение игрушки постепенно утрачивалось. Ранее они были очень простые и даже примитивные, так как дело было в ритуальной миссии, а не в красоте и эстетике. Когда сакральный смысл изделия уходил, к нему, изделию, предъявлялись новые требования: игрушка стала изысканнее и краше.

Известная и узнаваемая традиционная дымковская игрушка – это прекрасная попытка заглянуть в русский быт 19 столетия.

Даже если предложить маленькому ребенку нарисовать свою версию игрушки, дав просмотреть множество примеров, он не только развлечется, он постигнет те культурные коды и концепции, которые сформируют его вкус и насмотренность.

В самом начале прошлого века сложилась ситуация, которая и могла растворить великое художественное направление во времени. Осталась всего одна мастерица, которая унаследовала технологию создания поделок, А. Мезрина. И именно она, а также художник А. Деныпин, первый серьезный исследователь промысла, сумели пронести его над пропастью безвестности. И технология сохранилась.

Надо понимать, что такой народный промысел как дымковская игрушка, исчез бы, если бы не стали мастера создавать новые образы, чем обогащали направление. Мезрина, Кошкина, Пенкина, Коновалова – вот имена художников, которые сохранили для нас уникальную игрушку.

Предлагаем посмотреть видео о создании игрушек и традициях

Эволюция игрушки

Интересна эволюция игрушки. Конечно, самые древние образцы не сохранились, но несколько игрушек трехсотлетней давности каким-то чудом уцелели. Вначале это были более тонко вылепленные скульптурки, с тщательно вылепленными чертами лица, с точным соблюдением пропорций фигуры.

И окраска их была более скромной, превалировал коричневый цвет, немного желтого и белого. Но с течением времени игрушка стала декоративней, и если посмотреть на те, что изготовлены, скажем, полтораста лет назад, можно четко определить уже сложившуюся, более лаконичную, можно сказать, импрессионистскую технику лепки и специфику раскраски фигурок.

Кстати, фасоны одежды, ‘надеваемой» на игрушку, сложились тоже тогда, и с тех пор сохраняются без изменений: платья с кринолинами, фартуки с пышными оборками, кокошники на няньках, особого фасона мужские шляпы, военные мундиры и т.п.

Промысел чуть было не сошел на нет. Во второй половине XIX века традиция изготовления дымковской игрушки стала угасать ввиду многочисленности подделок из более дешевых материалов.

Но начало XX века охарактеризовалось ростом интереса к истинному народному творчеству: былинам, ткачеству, резьбе и, конечно же, изготовлению игрушек. К счастью, техника производства была еще не забыта, и дымковская игрушка «восстала из пепла», перестав к тому же быть чисто женским занятием.

Потомственная мастерица А.А. Мезрина и художник А.И. Деньшин активно продолжали и популяризировали традиции промысла. Благодаря их работе дымковская игрушка сохранилась в тяжёлое для страны время, получила возможность для дальнейшего развития.

Около восьмидесяти лет назад за изготовление и роспись игрушек, ввиду огромного спроса на них и необходимости работы с большими массами сырья, взялись и мужчины.

Возрождение промысла

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного.

Сообщение-доклад Дымковская игрушка , Дымковская игрушка

Вначале игрушки изготавливали специально к празднику Свистуньи, который проходил весной. Праздник этот начинался панихидой по погибшим в «хлыновском побоище», а заканчивался игрой на свистульках и плясками. Поэтому к нему женщины делали красивые и яркие свистульки в виде различных животных. Все они издавали различные звуки: свист, грохот, треск. С помощью их люди отгоняли злых духов, чтобы те не мешали весной работать на полях.

Дымковские игрушки лепят только вручную, поэтому двух похожих не существует. Сырьем для них является местная глина красного цвета, смешанная с речным песком. Изготавливали их целыми семьями, передавая навыки из поколения в поколение.

Глину начинали заготавливать летом. После лепки фигурки обязательно подсушивали около месяца-двух и обжигали в печи. Игрушка после обжига становилась коричневой, поэтому чтобы краски были более яркими, сначала ее белили, а только потом расписывали. Белила получали смешиванием молока и мела. Краску замешивали на яйце, вместо кисточек использовали перья птиц и палочки. Потом всю игрушку еще раз покрывали взбитым яйцом, чтобы она была яркая и блестела. Весь процесс как раз заканчивали к весне. Сейчас для росписи используют современные краски, остальная технология, по сути, не изменилась.

В дымковской игрушке всегда присутствуют яркие, насыщенные, контрастные цвета: желтый, зеленый, красный, синий. Иногда их украшали золотом. Первые дымковские игрушки чаще представляли собой отдельные фигурки птиц, домашних животных, людей. Позже стали делать целые композиции. Например, повозка с людьми, печь с хозяевами или всадник на лошади, женщина с детьми.

Дымковская игрушка уже давно является отличительной чертой Кировской области. Ей даже установлен памятник.

История народного промысла

В Кировской области, в селе Дымково, более четырех столетий назад родился промысел, без которого сегодня трудно представить русское народное творчество. Дымковская слобода, родина направления, подарила русскому человеку простой, самобытный, трогательный и красноречивый с точки зрения исторического осмысления, народный сувенир.

Существует такая легенда: однажды ночью вблизи города встретились два войска. Они были дружественными, но в темноте не узнали друг друга, и вступили в бой. В нелепой и случайной битве погибло много людей, и каждую весну местные стали справлять тризну по погибшим.

Время шло, подробности истории стирались, оставались только наметки. Трагический смысл растерялся в годах, а массовые гуляния к празднику свистульки или свистопляски, остались. На празднике люди свистели и кидались расписными глиняными шарами.

Глиняный расписной свисток в виде лошадки

На точность эта история не претендует, но некоторые параллели проводить можно. Спрос на глиняные свистульки действительно был, и ежегодное празднество требовало новых игрушек. Так, в Дымковской слободе складывался народный промысел со своими, особенными приемами лепки и росписи.

Внешний вид игрушки определялся историческими метаморфозами. Языческие представления славян становились все менее актуальными, сакральное значение игрушки постепенно утрачивалось. Ранее они были очень простые и даже примитивные, так как дело было в ритуальной миссии, а не в красоте и эстетике. Когда сакральный смысл изделия уходил, к нему, изделию, предъявлялись новые требования: игрушка стала изысканнее и краше.

Известная и узнаваемая традиционная дымковская игрушка – это прекрасная попытка заглянуть в русский быт 19 столетия.

Даже если предложить маленькому ребенку нарисовать свою версию игрушки, дав просмотреть множество примеров, он не только развлечется, он постигнет те культурные коды и концепции, которые сформируют его вкус и насмотренность.

В самом начале прошлого века сложилась ситуация, которая и могла растворить великое художественное направление во времени. Осталась всего одна мастерица, которая унаследовала технологию создания поделок, А. Мезрина. И именно она, а также художник А. Деныпин, первый серьезный исследователь промысла, сумели пронести его над пропастью безвестности. И технология сохранилась.

Надо понимать, что такой народный промысел как дымковская игрушка, исчез бы, если бы не стали мастера создавать новые образы, чем обогащали направление. Мезрина, Кошкина, Пенкина, Коновалова – вот имена художников, которые сохранили для нас уникальную игрушку.

Предлагаем посмотреть видео о создании игрушек и традициях

Тематика и процесс изготовления фигурок

В творческий этап вовлекались все члены семьи — каждому было поручено определенное дело и стадия технологического процесса. Гамма цветов, оттенков и узоры выбирались индивидуально .

Внешний вид изделия

Для украшения глиняных игрушек применялась насыщенная цветовая гамма. Среди главных оттенков присущих дымковской росписи выделяли: красную, оранжевую, желтую, синюю, зеленую и золотую палитру.

В содержании схем узоров преобладает классический орнамент с применением всевозможных геометрических фигур (круга, ромба, клетки, точек). В качестве добавочного элемента декора на готовый разноцветный узор наносятся мелкие капли или ромбики из сусального золота.

Изначально формы были краткими, но с течением времени внешний вид и качество игрушек усовершенствовались, а их ассортимент существенно расширился. Дымковские мастера вдохновлялись предметами из жизни — они лепили все, что видели вокруг.

Тематика игрушки:

  1. Животные.
  2. Птицы.
  3. Мужские, женские образы в русской национальной одежде.
  4. Дети в ярких нарядах.
  5. Скоморохи.
  6. Водоноски (женщина с коромыслом).
  7. Сюжетные образы.

В советскую эпоху народное ремесло по изготовлению фигурок было поставлено на производство, а информации было недостаточно. Открывались и создавались цеха, в которых умельцы руками делали глиняные статуэтки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками.

Символика цвета фигурок:

  1. Белая. Означает чистоту.
  2. Черная. Характеризует ложь, недоверие.
  3. Зеленая. Олицетворяет природу.
  4. Красная. Предполагает силу, могущество и здоровье.
  5. Синяя. Это символ неба.

В 21 веке тематика игрушки расширилась. Умельцы создают не только стандартные образы, но и героев народных сказок, изделия на темы исторических сюжетов, представителей разных профессий, предметы быта и утварь старины.

Жанровые сцены, представляющие композиции из нескольких фигур, изображают нынешний быт города и села: гуляния, праздники, цирковое выступление.

Материалы и этапы производства

Главным сырьем для изготовления игрушки является глина красного цвета. Чтобы получить податливую и пластичную массу, материал соединяли с мелким речным песком.

Этапы производства фигурок:

  1. Формирование.
  2. Раскрашивание.
  3. Сушка.

Каждая деталь изделия создается отдельно: из шаровидного куска глины формируется тело, к которому прикрепляются прочие части (ноги, руки, голова, мелкие детали). Все частицы соединяются мягкими переходами.

Изделие отполировывают смоченным в воде пальцем, затем высушивают на свежем воздухе так, чтобы солнечные лучи не попадали на изделие. Мелкие фигуры закрепляются за пару дней, а крупные — за неделю-две. Затем заготовка обжигается в муфельной печи, а после остывания ее отбеливают темперными красками. На следующем этапе происходит раскрашивание с помощью чистых тонов. В старину использовались натуральные красители: яйца, молоко, сажа, уксус. Сейчас мастера применяют готовые акриловые тонеры. Главное требование завершающей стадии — яркость и естественность.

Интересные факты свидетельствуют, что в старину умельцы украшали некоторые детали сусальным золотом. Краска разбавлялась на яичном желтке по секретному рецепту мастера. Соблюдалась строгая последовательность раскрашивания начиная с волос и заканчивая атрибутикой.

Узоры и рисунки в дымковской фигурке связаны с оберегами, символикой природы. Наносятся солнечные и лунные знаки — обозначение начала жизни, а ромбы — признак плодородия, волны —олицетворение неба и воды.

В качестве инструментов для раскрашивания выступали перья птиц и тонкие наточенные палочки. Сейчас для росписи игрушек используются колоритные красители и мягкие натуральные кисти.

Сегодня дымковская (Кировская) игрушка продолжает развиваться и совершенствоваться. Создаются новые технологии, воплощаются в жизнь новые идеи, но только традиции изготовления и секреты мастеров остаются неизменными.

Фигурка из Дымково является изделием тонкой ручной работы — предметом гордости мастеров. Сложно переоценить историческое и культурное значение народного промысла, наглядно показывающего творческий потенциал жителей Вятского края.

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

  • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
  • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

Дымковские игрушки

Петухи

Петухи, нарисованные в стиле дымковской игрушки, также могут выглядеть по-разному. На некоторых шаблонах они изображаются во весь рост, на некоторых – только верхняя часть туловища.

Традиционный вариант выглядит так:

Здесь ребенку нужно дорисовать узоры на перьях птицы, а также добавить ноги и преобразить мордочку. В качестве основных рабочих цветов используют красный, желтый, оранжевый и любой из темных оттенков (черный, коричневый)

Важно донести школьнику, что узоры должны быть выдержаны в стиле дымковской игрушки, то есть в основном состоять из геометрических фигур

Уточка

Дорисовка уточки в стилистике дымковской игрушки обычно требует оформления ее корпуса в желтой, оранжевой и белой цветовой гамме. Более опытным художникам можно поставить задачу, например, дорисовать семейство изображенной птицы с выдерживанием в работе одного стиля.

Лошадь

Традиционный шаблон для рисунка лошади в стиле дымковской игрушки предполагает наличие очертаний животного, иногда с уже прорисованной мордой. Целью работы юного художника является украшение имеющегося изображения, при условии максимальной выдержанности стиля. При желании, ребенок может дорисовать окружающие объекты или создать целостную композицию, например, изобразить всадника или еще одну лошадь рядом с уже имеющейся. Использовать рекомендуется коричневый, черный, красный, зеленый и желтый цвета.

Козел

Шаблон, который ребенку предлагается использовать для того, чтобы нарисовать козла, предполагает наличие очертаний животного. Его можно как украсить в отдельности, так и создать целостную композицию. Для росписи такого рода подходит зеленый, желтый, красный, черный и белый цвета.

Олень

Шаблон для росписи оленя в дымковском стиле обычно предполагает изображение животного с рогами, без лишних деталей. В зависимости от способностей ребенка, ему можно предложить не просто украсить оленя узорами в соответствующей стилистике, но и, например, преобразить рога животного. Для выполнения работы, как правило, требуется коричневый, черный, красный и оранжевый цвета.

Индюк

Традиционный вариант эскиза дымковского индюка — одно из самых любимых заданий детей среднего школьного возраста. Для ребят интерес работы с таким шаблоном заключается в имеющемся большом поле для творчества и фантазии. В данном случае они не просто должны дорисовать мелкие детали на туловище птицы или добавить окружающие ее объекты. Здесь их задачей является, в том числе раскрашивание хвоста индюка в любой понравившейся им цветовой гамме. Обычно для такой цели дети выбирают красный, зеленый, желтый, оранжевый цвета и их производные.

Лепим барыню в дымковской технике

Мастера из села Дымково с древности изготавливали фигурки женщин. Есть среди них и настоящие барыни в кокошниках, и простые крестьянки с детьми на руках или ведрами на коромыслах. Несмотря на многообразие вариантов декора, все женские фигурки имеют достаточно простую форму, благодаря которой сразу можно понять, что перед вами дымковская игрушка. Как сделать из пластилина барыню? Для пышной юбки понадобится каркас — удобно взять обрезанное горлышко от пластиковой бутылки. Облепите его тонким слоем пластилина, сохраняя форму. Затем на основе пробки от бутылки сформируйте туловище, прикрепите к нему шарик-голову. Далее можно дать волю своей фантазии — вылепите руки, волосы и головной убор. Можно добавить какой-то еще декор, дать барышне что-то в руки. Готовую фигурку покройте грунтом и раскрасьте.

Если тема вашего сегодняшнего творческого занятия — дымковская игрушка из пластилина, фото готовой фигурки или даже она сама в качестве образца всегда должна быть перед глазами

Особенно важно иметь образец детям, не забывайте о том, что у малышей не такой уж и большой жизненный опыт. Если вы хотите украсить готовую игрушку сложными орнаментами, обязательно попробуйте выполнить их на бумаге. На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное — правильно подобрать цвета

Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый — все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично

На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное — правильно подобрать цвета. Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый — все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично.

Популярные статьи Игольница – половинка яблока

Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я принесла вам на занятие волшебную шкатулку. А что в ней вы должны угадать.

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок. У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок. Шелковиста её грива, Весела она, игрива. У неё так шёрстка гладка, Это к нам бежит …

Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны? Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани. А как вы думаете, из чего сделана эта игрушка? (из глины)

Все игрушки не простые, А волшебно расписные, Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось, бы узор, Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Посмотрите, у меня в шкатулке игрушки, да не простые.  Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымковские игрушки. Откуда же такое удивительное название? Эти игрушки родились в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

Рассматривание дымковских игрушек.

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша, Эта девица-душа, Щечки алые горят, Удивительный наряд. Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся.   На подставках, что есть сил. И за хвост не удержатся, Если гриву упустил.

Воспитатель: Мастер брал кусок глины и лепил из нее фигурку. А глина мягкая. Мягче, чем пластилин! Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной.

После обжига игрушку белили мелом, который разводили на молоке — и она становилась белой. А затем начинали ее украшать. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной.Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. Игрушки делались к празднику, поэтому они такие яркие и нарядные.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.  Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, волны.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: барыни, няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Напечатанные трафареты раздается детям. Широкой трубочкой печатают большие круги, ватной палочкой – маленькие кружки. Дети начинают с удовольствием «расписывать».  В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают.  Воспитатель хвалит детей, отмечает что все «игрушки» получились очень разные, не похожие друг на друга.

Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Игра «Лошадка»

А теперь мы причешем нашей лошадке гриву, причешем хвостик и поедем кататься…

Едем,едем на лошадке: «Но, но, но!»

Рады,рады все ребятки: «Но, но, но!»

Рады,рады прокатиться: «Но, но, но!»

Звонко цокают копытца: «Но, но, но!»

Технология изготовления

Делается знаменитая игрушка поэтапно. И этапы эти представлены лепкой, обязательной сушкой, обжигом, побелкой и собственно росписью.

Изготовление дымковской игрушки пошагово:

  1. Лепка. Лепят фигурку по частям. Берется жирная промытая глина, разбавленная песком. Из нее катают разноразмерные шарики. Потом их расплющивают до состояния лепешки. Из них делают корпус игрушки, а уже к корпусу крепят мелкие детальки. Места соединения хорошенько смачивают водой, а потом стыки заглаживают мокрой тряпочкой. К примеру, лошадка состоит из цилиндрического основания, четырех коротких конусообразных ножек, изогнутой шейки с мордочкой.
  2. Сушка и обжиг. Этап сушки обязателен. Как долго сушить – зависит от размеров поделки, и от характеристик помещения тоже. Раньше обжиг осуществлялся в русской печи, игрушки буквально докрасна накаляли, оставляли остывать в печке. Сегодня обжигаются фигурки в специальном современном оборудовании, благодаря чему процесс уже не такой трудоемкий и, безусловно, менее опасный.
  3. Побелка. Побывав в печи, игрушка становится красно-коричневого цвета. На такую основу узоры не нанесешь, потому мастера обязательно ее выбеливают. Это происходит с помощью раствора из мелового порошка и молока. Когда молоко скисает, раствор затвердевает, на поверхности образуется ровный казеиновый слой. Удивительно, но многочисленные способы упрощения этапа побелки ни к чему не привели. И сегодня белят игрушку так же, как много веков назад. Лишь дети на занятиях могут расписывать фигурку белой гуашью.

Предлагаем посмотреть видео, как лепить корпус игрушек и крепить детальки на примере лошадки

Продолжает обработку один из самых интересных этапов – роспись.

Сюжеты дымковской игрушки

Сюжеты тоже традиционны: важная барыня, скоморох, нянька с множеством детишек, водоноска. Из животных — олешек, баранчик с вызолоченными рожками, петух, важный индюк, реже — собака или кошка.

В двадцатом веке к ним добавились: гусар, паренек на коне или на козле, павлин, музыканты, баба с коровушкой, влюбленная парочка, своеобразная глиняная «мадонна с младенцем. Из новых сюжетов, изображающих группы людей, отметим мужиков в лодке, карусель, хоровод.

Дымковская игрушка в силу своей лаконичности и со вкусом подобранной цветовой гаммы очень важна для формирования художественного мировоззрения детей. Знакомство с дымковской игрушкой часто проводят в детских художественных студиях для стимулирования детского творчества. Фигурки конкретны и узнаваемы, пластика их проста и наглядна, яркая роспись гармонична и доступна пониманию детей. Похожие игрушки дети лепят из пластилина, рисуют карандашами и красками, изготавливают по их мотивам коллажи, История России — это не только цари и войны. Это — душа народа, так жизнерадостно и художественно выраженная в дымковской игрушке.

История промысла

Пять веков назад за речушкой Вяткой раскинула свои просторы небольшая слобода, куда царь Иван Третий приказал переселять обитателей северных районов России. Среди новых граждан оказалось большое количество талантливых мастеров, которые были настоящими асами гончарного дела.

В Дымково они развили активную деятельность по производству игрушек из глины. В рабочем процессе участвовали целые семейства. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комкового мела, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на обжиге, а четвертые – белили и раскрашивали готовые изделия. Как видите, каждому находилось полезное занятие.

Промысел активно развивался на протяжении четырехсот лет. За это время сформировалась уникальная техника, специфические рисунки, неповторимые образы. Дымковская продукция и тусклые оттенки либо смазанный орнамент – это несовместимые вещи. Изделие являлось воплощением яркости и жизни.

К началу девятнадцатого века свистульки мастеров небольшого села покорила обитателей всей страны. В год выпускали более ста тысяч изделий. Их продавали в Оренбургской области и Москве. На производстве трудилось пятьдесят девять семей из Дымковской слободы. Самые искусные мастера – это Кошкины и Никулины.

Начало двадцатого столетия ознаменовалось наступление тяжелых времен для ремесла. Дымковская роспись перестала пользоваться спросом, поэтому знаменитые семейства гончаров начали искать иные варианта для заработка.

Дешевые товары из гипса постепенно вытеснили с прилавков уникальные свистульки. Традиционному созданию изделий из глины осталась верна лишь одна мастерица – Анна Мезрина. Именно ее нужно благодарить за то, что промысел дожил до наших дней, а не затерялся в истории.

Не менее важная роль в сохранении ремесла отведена живописцу Алексею Деньшину. С малых лет он был увлечен дымковскими игрушками, старательно срисовывая все орнаменты. Даже после окончания Октябрьской революции художник не терял надежды на привлечение внимания к народному творчеству. Он регулярно выпускал рукописные альбомы, коллекционировал глиняные фигурки.

Старания Деньшина не прошли даром. В тридцатых годах двадцатого столетия в Кирове вновь начали активно заниматься изготовлением продукции из керамики.

Дымковская игрушка: сообщение

Дымковская игрушка: история создания

Данный народный промысел родом из Дымковской слободы, современная территория города Кирова. С созданием этой игрушки связана одна интересная легенда. Много веков назад к стенам города подошло два дружественных войска. На улице была уже ночь и ничего не видно. Они решили, что перед ними стоит враг и начался страшный бой. В сражении много воинов погибло. После такого трагического события было решено править каждый год по весне тризну. С годами о происшествии было забыто и вместо тризны появились «свистопляски» — народные гуляния. Женщины занимались лепкой различных шариков и фигурок из глины, которые красочно расписывали. На гуляньях весело свистели этими фигурками, а шариками, внутри которых были горошины, кидались друг в друга, создавая дополнительный шум. Так гулянья превратились в традицию по лепке керамических изделий, игрушек с особенными росписями, ставшими настоящей визитной карточкой Кирова. Кроме того, в пределах Дымковской слободы находились залежи глины, что также сыграло свою роль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector